Сайт Информационных Технологий

Каталог >> Мультимедиа

Трехмерное моделирование в CULT3D
(Назад)

Игорь Кузнецов

    В отличие от 3D-моделей, создаваемых с помощью VRML, шведской фирмой Cycore Computers предлагается новая технология создания трехмерных изображений для распространения через Интернет, получившая название Cult 3D (www.cult3d.com). Она обеспечивает лучшее качество и параметры визуализации по сравнению с VRML за счет меньшего размера получаемых файлов и большего количества задаваемых параметров визуализации. Технология Cult 3D не требует дополнительного аппаратного обеспечения (например, 3D-акселераторов), а является полностью программной, работающей на различных платформах (Windows 95/98, Windows NT/2000 (x86 и Alpha), MacOS (PPC), BeOS R4 (x86), Linux 2.0, HP-UX 10.10, SunOS 2.4, AIX 4.0). С помощью этой технологии все пользователи Интернета могут рассматривать высококачественные трехмерные объекты и управлять ими в режиме онлайн, что раньше требовало использования мощных графических станций.

    Программное обеспечение Cult3D состоит из трех компонентов:

Рис.21. Сцена, загруженная в Cult3D Designer
Рис.21. Сцена, загруженная в Cult3D Designer

    Созданные с помощью Cult3D виртуальные объекты и презентации находят применение в области электронной коммерции, дистанционного обучения, компьютерных игр и музейных презентаций, как представленных в Интернете, так и распространяемых на CD-ROM, а также в Интернет-рекламе. Среди многочисленных применений Cult3D наиболее широко используется сейчас возможность создания реалистичных трехмерных изображений изделий, продаваемых в электронных магазинах. Они не только позволяют рассмотреть изделия с различных сторон, изучить их функционирование, но и выполнить их тестирование — и все это в режиме реального времени. Множество компаний уже используют эту технологию на своих Веб-сайтах (Nokia, CNN, ABB, Webstore и др.).
    Cult3D Player оптимизирован для работы на компьютерах различной конфигурации, начиная с первых моделей Pentium или Power Macintosh, при низкоскоростном соединении с Интернет без ухудшения качества изображения и возможностей работы с объектами. Создаваемый Cult3D формат файлов, благодаря встроенному сжатию и возможностям потокового воспроизведения, обеспечивает их быструю загрузку и удобный просмотр. Экспорт трехмерных объектов в специальный формат Cult3D Player не позволяет в дальнейшем их редактировать, что предохраняет их от возможного изменения со стороны других пользователей и обеспечивает защиту авторского права. Автор же объекта может внести изменения в отдельно хранящийся файл проекта в формате Cult3D Designer, содержащий его описание, и вновь выполнить его экспорт в формат Cult3D Player.
    Событийная архитектура Cult3D дает возможность задать критерии, при выполнении которых с объектом будут осуществляться различные преобразования, в зависимости от действий пользователя внутри отображаемой сцены. Для создания более сложных интерактивных моделей набор событий можно дополнить обычной анимацией, что позволяет проектировать презентации почти любого типа, сохраняя при этом простой порядок работы с продуктом. Cult3D Designer позволяет также с помощью Cult3D Exporter добавить между двумя различными кадрами сложные промежуточные анимации, такие как интерполяция или морфинг.
    Cult3D Designer служит для добавления интерактивных свойств в уже спроектированный трехмерный объект. К объекту можно добавить анимацию, звук, ссылки на ресурсы, области для выполнения действий мышью и ограничения на движение объекта. Экспорт модели, созданной в программном обеспечении 3D моделирования, выполняется с помощью Cult3D Exporter plug-in, преобразующей данные в формат [*.c3d], который может быть прочитан Cult3D Designer.

После дополнения модели интерактивными составляющими Cult3D Designer сохраняет данные объекта в файле [*.c3d], а всю проектную информацию, включая ссылки на внешние файлы (звуки, Java-программы), в файле проекта Cult3D [*.c3p]. После завершения процесса создания презентации она экспортируется в формат файла [*.co] для Cult3D Player, который является сжатым двоичным файлом, размещаемым в локальной сети или в Интернет. Меньший размер файлов Cult3D обеспечивается за счет некоторой потери информации об узлах трехмерной модели.

Рис.22. Графическое изображение интерактивных свойств модели
Рис.22. Графическое изображение интерактивных свойств модели

    Все изменения в модели и взаимодействие с ней определяются событиями, такими как нажатие клавиши, окончание заданного периода времени, щелчок кнопкой мыши и т.п. События также генерируются такими действиями, как воспроизведение звука (play sound), воспроизведение анимации (play animation), переход на URL (goto url) и т.д. Для усложнения последовательности событий можно использовать также программы на Java. Можно сконфигурировать Cult3D Designer таким образом, что Java-файлы можно редактировать и компилировать непосредственно из него. Для этого служит соответствующая вкладка в диалоговом окне установок, вызываемом по команде File — Preferences, позволяющая выбрать редактор и компилятор Java кода и задать их параметры.
    Обладая хорошо продуманным интерфейсом, окно приложения Cult3D Designer содержит в себе шесть различных подокон: Event Map, Scene Graph, Preview, Actions, Object Properties и Events.
    В окне Event Map выполняется задание действий, выполняемых с 3D-объектом или его элементами. По желанию пользователя здесь задаются связи между выбранными типами событий, объектами (камеры, элементы модели, звуки и т.д.) и действиями, которые они должны выполнять.
    Окно Scene Graph отображает иерархические связи между данными, представляющими объекты и камеры. Оно используется для выбора объекта взаимодействия путем перетаскивания значка объекта в поле окна Event Map.
    В окне Preview можно наблюдать все действия, заданные в окне Event Map. Можно проверить, как будет вести себя объект в окне обозревателя. Щелчок по любому элементу модели выделяет его название в окне Scene Graph. Поэтому можно перетаскивать элементы модели непосредственно из окна Preview в окно Event Map, удерживая при этом нажатой клавишу Ctrl.
    Окно Actions содержит список заранее заданных действий, которые также можно перетащить в окно Event Map и связать с помещенными там событиями и элементами модели.
    С каждым объектом сцены ассоциирован набор данных, который отображается в окне Object Properties, содержащем три столбца: имя, начальное значение и тип данных.
    Окно Events содержит список всех событий сцены и позволяет изменять их тип без необходимости предварительного удаления их из окна Event Map.
    Меню Window содержит команды вызова различных окон Cult3D Designer, включая вышеперечисленные, а также Java Actions, Resources, Sounds, Expressions. Наиболее важным из них является окно Expressions, позволяющее задать условия реализации действия, определенного в окне Event Map.
    Минимальные требования к компьютеру для установки Cult3D Designer: процессор Pentium 133 MГц или выше, не менее 16 Mb RAM, не менее 10 Мбайт свободного пространства на жестком диске, наличие обозревателя Netscape v.4.5+ или Internet Explorer v.4+ и выше.
    Посетители Web-сайта http://www.cult3d.com/ могут бесплатно скачать программное обеспечение или заказать CD-ROM, но при условии, что они будут использовать его только внутри своей компании. Для публикации сцен и моделей в Интернете требуется покупка лицензии на каждый класс моделей.

Рис.23. Ссылки на сайты, использующие технологию Cult3D
Рис.23. Ссылки на сайты, использующие технологию Cult3D

    Помимо всех программ пакета Cult3D, CD-ROM фирмы Cycore Computers содержит учебник по Cult3D Designer, включающий несколько вариантов моделей, информацию о фирме и ее лицензионной политике, а также несколько примеров использования данной технологии в области электронной коммерции, рекламы, музейного дела и дистанционного обучения.

 

Игорь Кузнецов
E-mail: I_R_Kuznetsov@mail.ru

"Компьютер-ИНФО" № 12(196)
7 апреля 2000 года