Сайт Информационных Технологий

Глава 16. Ответственность сотворяющего

16.1. Краткий самоучитель не сотворения тоталитарного общества
16.2. Неизбежность краха и свобода повтора
16.3. Роль Веры
16.4. Ментагенез
16.5. Ответственность человека


Вначале сотворил Бог…
…и увидел, что это хорошо.

 

Глава 16. Ответственность сотворяющего

Нас иногда спасает безрассудство
А план обдуманный не удается
Есть божество, ведущее нас к цели
Какой бы путь не избирали мы
 
Шекспир. “Гамлет”

Итак, механизм построения интеллектуальной системы предложен. Не будем снова обсуждать его правомочность. Не будем и затрагивать здесь степень его доказательности некоторой идентичностью системообразующих построений в физическом и информационном мире. Просто предположим, что этот вариант или, для объективности, какой-либо другой аналогичный по результату оказался справедлив и правомочен.

Тогда некто, сотворенный тем или иным способом уже нами по нашему образу и подобию, приобретет все свойства, связанные с процессами самоорганизации систем уровня человека.

Для того чтобы поведение сотворенного интеллектуального (а не псевдоинтеллектуального – “нежити”, что мы рассматривали выше) не стало для нас неожиданностью, проще всего рассмотреть этот процесс “в чистом виде”, на примере процессов самоорганизации человеческого общества “не обремененного” Верой, религией и моралью – т.е. всем тем, что в традиционном конструкторско-технологическом понимании не присуще изначально интеллектуальной системе, иначе как в фантастический литературе.

При этом, раз мы сотворяем нечто по нашему образу и подобию (и не задумываемся о предварительном сотворении для этого нечта механизма восприятия той самой Веры, морали и всего прочего, существующего параллельно с нами, тоже от всего этого в некоторой степени свободными), то неважно будет ли это один образец в нашем окружении или их будет много – законы самоорганизации в мире, не обремененном жесточайшими рамками условностей, едины для всех интеллектуальных, и мы можем посмотреть на них, “искусственников”, просто взглянув на себя и вокруг себя.

16.1. Краткий самоучитель не сотворения тоталитарного общества

Оперы пишутся не для специалистов, а для публики.
Дж.Верди

Странные дела творятся в мире, организованном из копий Творца, сделанных по образу и подобию. Системы из копий этих все никак устроиться не могут. Войны, нищета, власть не демократическая. Объяснений больше, чем неприятностей. Что тут еще от ТСС ждать?

И все же, поищем объяснение в духе нашего подхода к организации и самоорганизации открытых систем. Рассмотрим под “структурным углом зрения” архитектуру заведомо открытой системы, почему-то всегда и неизбежно в отсутствии Веры и морали порождающей механизм функционирования тоталитарного общества, пирамиды для проматывания не миллионов долларов, а миллионов жизней.

Написано на эту тему очень много, рецептов исправления диктатур – не меньше. Но полмира или больше – как колония для непослушных, или необразованных, или неправильно образованных государств{273. Как всегда для открытых систем это оценка внешняя, от некоторого наблюдателя. Сами то они (власть или идею имущие) могут себя оценивать совершенно иначе. И как здесь разобраться без апелляции к критериям Веры и морали из которых уже потом строятся все декларации прав?}.

Предлагаем читателю “конструктивную антиутопию”, лучший рецепт борьбы со всеми этими негативными явлениями – нечто вроде самоучителя по созданию тоталитарного государства, “ТСС способ его конструирования” и “ТСС защиту”. Если знать, как тоталитаризм возникает, то может захочется кому-то в этом деле не участвовать даже и непроизвольно? Если таких будет много – тоталитарное государство не возникнет никогда и это будет самоучитель не сотворения. Как будет видно из дальнейшего, возможно, это единственный способ.

Итак, самоорганизация – вещь не всегда безобидная, от первобытных племен и фараонов до всех демократов с республиканцами действует один и тот же закон возникновения пирамидальной структуры, все местные факторы, как внутренние, так и внешние, способны лишь повлиять на антураж.

На деле достаточно всего двух условий – заметная часть населения активно готова стать массой, монолитом; некоторая группировка (главный охотник, жрецы, партия) готова строить крепкую власть. Ситуация по сути всех Природных систем и их совокупностей стандартная, иной и быть не может просто по правилам существования открытых систем.

Проще и эффективнее, да и быстрее (естественнее!) создавать направленно именно пирамидальную структуру власти, опирающейся на монолит массы. Далее достаточно продержать такую власть любым способом ровно столько, чтобы система “ожила”, начала функционировать – стала наблюдаемой в информационном смысле, вышла на гомеокинетическое плато.

Видимые идеи и цели, вызвавшие этот процесс, уровень развития экономики, уровень менталитета и образования массы, традиционные, относящиеся к этому времени государственные структуры и все остальное абсолютно ни при чем, важна лишь одна активная готовность быть массой (альтернатива – полное безразличие толпы или практическая невозможность каких-либо изменений своими силами несколько снижает скорость процесса, но отнюдь не препятствует ему), что уже давно, в свою очередь, могло бы стать интересом соответствующей этой проблеме науки.

Интересующихся техническими подробностями в порядке практической ориентации укажем, что для эффективного функционирования пирамиды (для помощи природным законам структуризации, если надо ускорить процесс) необходимо создать и запустить несколько простых механизмов.

Механизм подготовки кадров, именно кадров а не специалистов, поскольку основная и единственная их специальность (назначение и умение) – быть членами иерархии, готовность занимать свое место и стремление наверх, на следующие ступени. Конвейер производства кадров должен вытаскивать подходящие экземпляры из массы, подготавливать их, запускать в иерархию и подталкивать наверх путем поддержания желания занять следующую ступень любой ценой.

“Прорехи” в пирамиде, особенно у основания, крайне опасны – известно, что армия может выжить без высших и средних офицеров, но без унтеров и сержантов рухнет, превратится в толпу, аморфную массу. Поэтому расширенное производство должно быть с солидным запасом, с учетом всех возможных непредвиденных обстоятельств.

Это неизбежно приведет к перепроизводству кадров, а девать их некуда, верхние ступени заняты, а вниз, тем более в массу их отправлять нельзя, они “уже были привилегированными” и своими амбициями (псевдоиндивидуальностью) будут разлагать основание. Поэтому должен быть соответствующий механизм – обратный конвейер.

Обратный конвейер – это механизм уничтожения лишних кадров, он же выполняет роль механизма отбора лучших по критерию способности занимать место и продвигаться вверх по иерархии. По существу это и есть привод, движитель всей пирамидальной системы.

Если хотите – это подтверждение выводов части III о том, что движение есть сущность самодостаточная. Более того – это вообще механизм существования совокупностей открытых систем, будь то друза горного хрусталя, волчья стая или что-то другое. ТСС в чистом виде, так сказать.

И это абсолютно все, что требуется для функционирования механизма управления, именно здесь секрет абсолютного превосходства пирамиды над всеми другими способами управления в смысле эффективности, быстродействия и жесткости системы. Управление самое простое, бинарное с помощью одного рычага, имеющего всего два положения и абсолютно инвариантное, независимое от любых внешних воздействий, тем более от таких “виртуальных категорий” как этика, мораль и т.п.

Таким образом “вождь всех народов” ничего не утаил, сказав, что “кадры решают все”, но “незаменимых у нас нет”. Надобно только понимать этот гениальный тезис буквально, без привнесения какого-нибудь дополнительного, скрытого смысла – контекст не нужен!

Помимо управления система в целом требует еще и обеспечения. Масса лишь рабочая сила, появись в ней Мастер, он будет либо размазан в ту же массу, потеряет свои качества, либо уничтожен массой, как враждебный ее массовости элемент, то бишь, индивидуальность.

Кадры в принципе не пригодны для производства хоть чего-нибудь, их специализация ориентирована на вполне конкретные вещи, исключающие знание, мастерство и труд{274. Если хотите, кадры – это зафиксированный контекст, масса – данные и их соотношение точно такое же, как в вертикальной машине, если она запущена на поле однотипных данных, а все контексты априори установлены. В этом есть глубокий смысл – и сами открытые системы и их совокупности функционируют в непрерывном информационном взаимодействии. По критерию абсолютной простоты все должно быть построено совершенно одинаково, ибо все открытое – контекстно-зависимо, от этого никуда не уйти, но зависимость-то здесь нужна не контекстная, а абсолютная.}. Поэтому необходимы отдельные подразделения, касты мастеров, пользующиеся определенными привилегиями и неприкосновенностью, но, по сути, те же рабы, вход в кадры для них практически закрыт. Это и было во всех тоталитарных системах, от муравьев до фараонов и Чингиз-ханов всегда были касты кузнецов, строителей и грамотеев, в новое время – закрытые производства, “шарашки”.

С хлебом насущным гораздо сложнее. Производство хлеба (в широком смысле первичного продукта) требует и участия больших масс работников и постоянного присутствия в массах касты мастеров поскольку производство непрерывное.

Даже минимально-необходимое количество знающих индивидуумов (хотя бы понимающих на интуитивном уровне законы природы, законы естественного развития) уже оказывает необратимое разлагающее воздействие на массу, нарушает ее однородность.

Из необходимости поддержания минимального уровня производства происходит потребность в определенном уровне квалификации, умелости как рядовых работников, так и мастеров непосредственно руководящих процессом, а, следовательно, и потребность в системе обучения и тех, кто обучает.

Так возникает “прослойка”, “не масса”, но и “не кадры” - промежуточный уровень иерархии. Термин “прослойка” точно соответствует цели тоталитарной терминологии.

Компенсировать структурирующее действие прослойки (структуризацию “вниз”), нарушающее однородность массы возможно только одним способом – с помощью страха, причем элементарного, животного, первоосновного и поэтому способного подавить не только любые мысли, но и эмоции, “движения души”{275. И здесь все ясно – пирамида должна быть примитивной, никто не любит работать даже с предикатами второго порядка, а высокие иерархии общества с материальными критериями ценности жизни неизбежно ведут к относительному материальному обнищанию старших группировок.

Правда, в Мире информационном все происходит наоборот. Не тот богат, кто владеет байтами, а тот, кто понимает контексты. Может быть, именно поэтому даже факт его (информационного Мира) существования отвергается до последней возможности, а количественное определение информации дается в десятках однотипных определений. Владеть большим количеством информации – владеть Миром. Чем больше количества информации – тем больше власти. Это уже усвоили наши дети. А ведь такой количественный информационный псевдомир наиболее полезен для поддержания пирамидальных конструкций. Вот и строим мир по образу и подобию – материальные ценности в примитивной иерархии “отъема всего у толпы”, а информационные – в полной иерархии “всего обо всем” – почти как Творец, любящий всех, но призревающий каждого по отдельности.}.

Т.е. должен работать еще один конвейер уничтожения, причем весьма эффективный, а это определяет необходимость расширенного производства “спецов” в системе профессионального обучения - для компенсации “естественной” убыли.

Наличие двух конвейеров уничтожения, которые и есть основной механизм обеспечивающий целостность и функциональность пирамиды, приводит к тому, что человеческий ресурс становится критическим, а это подвергает опасности всю систему, ставит ее на грань элементарной голодной смерти от недостатка первичного ресурса (хлеба){276. В примитивных случаях в роли такого конвейера может выступать сама Природа. Для случая же систем с определенной долей свободы воли, когда системы “начинают помогать Природе”, ниже рассматриваются более изощренные механизмы.}.

Поэтому необходим еще один механизм – идеологической обработки сознания и подсознания, что позволит снизить производительность “нижнего конвейера уничтожения”, страх частично замещается “внутренним желанием” массы и прослойки, основанным на управляемых эмоциях.

Наиболее эффективно для системы интегрировать “касту жрецов” в саму пирамиду, в “кадры”, это же и наиболее безопасно, наилучшая гарантия от того, что “каста посвященных” потеряет управляемость.

Для полноты картины остается добавить “научную и культурную элиту”, но по сути это обслуга “кадров”, верхушки, те же “шарашки”, только повыше рангом и численностью поменьше, а на самом деле – те же рабы (интересно – все абсолютно так же, как и у Чингиз-хана, похоже, что и придумать что-нибудь новенькое просто невозможно – “закон структуризации суров, но он закон”){277. Все это обыкновенный случай сопротивления системы своей реструктуризации “до последней возможности”, рассмотренный в правилах ТСС.}.

Вот и вся механика тоталитарной системы в том виде, как она была замышлена изначально. И не Платон стоял у начал Великого Гуманизма, и “вождю народов” ничего не удалось бы реализовать, если бы не было в этом процессе его Природной естественности.

Ну а если о частностях отдельных его проявлений, то не все было понято сразу, кое-что приходилось доделывать на ходу, методом проб и ошибок, но на конечном результате это мало сказалось{278. Но и теория говорит о том, что открытые системы создаются и существуют в процессе их конструирования, так что результат был предопределен, а подробности – это уже предмет изучения для тех, кто успел остаться в стороне.}. Получилась система предельно эффективная в смысле простоты и надежности управления и устойчивости к внешним факторам, “горючим” для ее мотора служат трупы, точнее души убиенных – больше просто ничего и не надо.

Конечно можно попробовать все сделать и чуть аккуратнее, без лишней спешки и без убиенных грубо физически, внешне гуманнее, но все примерно так же получится, только медленно.

16.2. Неизбежность краха и свобода повтора

Quid leges sine moribus vanae proficiunt?
{279. Какую пользу могут принести законы там, где нет нравственности? (лат.)}
Гораций, “Оды”, III, 24, 35

В самом принципе устройства пирамиды, как и в любой открытой системе заложена неизбежность ее деструкции. Эффективно она может работать только в режиме экспансии: энергетической, территориальной, но лучше всего – военной. При этом обеспечивается ее динамическая устойчивость, ибо:

Но когда исчерпываются возможности для военной экспансии, система должна найти хоть какой-то заменитель, например, режим подготовки к экспансии (холодную войну), поскольку режим экономической экспансии требует повышения технологий, а значит структурирования управления, что опасно для структуры системы – пирамиды.

Недостаток первичного продукта должен компенсироваться расширенной экспансией внутрь собственного ареала, своей страны, т.е. расширенной экстенсивной эксплуатацией природных ресурсов и ресурсов человеческих – превращение значительной части массы уже просто в рабов.

Необходимость постоянного поддержания режима подготовки к военной агрессии еще больше усугубляет эти процессы, а повышение уровня технологий система не может себе позволить – это, повторяем, требует структурирования управления производством и, следовательно, должно разрушить саму структуру пирамиды.

Далее очень быстро, буквально за одно производственное поколение – лет 20-25, происходит следующее: природные и людские ресурсы, а чаще их соотношение приходят в критическое состояние в результате экстенсивной эксплуатации; уровень технологий уже не может быть повышен из-за того, что “шарашки”, вся система “открытой” и “закрытой” науки и техники сама начинает интенсивно перерождаться в пирамиду.

С одной стороны сами эти “конторы” находятся под управлением пирамиды. С другой – пополнение состава идет из “прослойки”, т.е. идеологически и морально ориентированного на жизнь в пирамиде. Получается классическое “желание сверху” и “готовность снизу” и здесь поиграть в пирамиду, построить знакомое, близкое и родное.

Именно поэтому далее неизбежно наступает последняя стадия – коллапс пирамиды. Стадия коллапса также ограничена временем одного производственного поколения. Из-за катастрофического перерасхода людского ресурса на “сдвоенную” пирамиду (но никак не “доброго вождя”) система вынуждена резко сократить работу второго конвейера – просто не хватает ресурса для пополнения “прослойки” и “кадров”. Конечно же “кадры” для себя организуют еще большую льготу, послабление.

В результате стройная пирамида превращается в “матрешку” (ваньку-встаньку), голова у которой катастрофически растет, а основание пополняется недостаточно и плохо подготовленными в смысле “кадровости” экземплярами, управление резко ухудшается.

Одновременно начинается падение уровня технологии, технические и, в первую очередь, научные структуры превращаются в пирамиды и прямо тут же в “матрешки” с распухающими головами. Но эти головы, верхние уровни технологии и науки заполняются уже не “спецами”, а “кадрами”, хотя и происходящими из среды “спецов”, но умеющими в основном только занимать место в иерархии и только к этому стремящимися.

“Спецы”, реально знающие и умеющие, стремящиеся работать для своего предназначения, т.е. науки, техники и культуры, упрессовываются в самый низ иерархии и ничего решать не могут уже в силу того, что управление продолжает работать по старым законам и у них просто нет ни “права голоса”, ни даже возможности быть услышанными. Головы структур при этом продолжают расти и занимаются в основном уже только внутренними проблемами – перераспределением мест в иерархии.

При общем росте размера структур, численности и затрат на научно-технические нужды происходит резкая деградация технологии.

То же самое происходит и со всей пирамидой, т.е. уже не пирамидой, но структурой управления страной в целом. Наступает момент, когда головы матрешек становятся чересчур массивными, а основания уже не могут и не хотят выполнять роль оснований. Точнее люди, составляющие эти основания “начинают хотеть”, понимают, что они могут быть и не винтиками.

Матрешки начинают опрокидываться, а когда опрокидывается главная – происходит то, что мы называем “завершением перестройки”, переходом к посттоталитарному состоянию социума.

Но очень важно отметить – это не посттоталитарная форма социума, это вообще не форма, а состояние – неустойчивое динамическое равновесие посттоталитарных, самих себя искалечивших структур, равновесие, поддерживаемое непрерывными внутренними и внешними конфликтами и сражениями.

Механика и устройство пирамиды, тоталитарной системы расписаны здесь исключительно ради двух выводов об управлении в “совокупности интеллектуальных систем”.

Первое. Возникновение таких “совокупностей”, их жизнь и смерть происходят исключительно и только из того, что они построены ради управления{280. И не по злобе управителей и глупости управляемых, но по сущности складывающихся отношений в группе систем со свободой воли, т.е. систем, принципиально отличающихся друг от друга, в том числе, по степени амбициозности и цены, которую они согласны платить за право выжить. Но в тот момент, когда все без исключения будут лишены этого отличия, общество рухнет в массу без управления, в ничто. Получится один сплошной буриданов осел, со всеми вытекающими последствиями.

Все искусство всех демократий очевидно прямо из ТСС – баланс между желанием управления вообще, снимающим с индивидуума ответственность за свою деятельность, что является неистребимым свойством совокупности индивидуумов со свободой воли и осознанием необходимости управления в рамках морали, религии, Веры, привнесенных в эту совокупность извне, из учений, но никак не идеологией, выработанной изнутри, т.е. управления, требующего повседневной работы этой самой свободы воли в рамках указанных ограничений.}.

Рушатся они не потому, что где-то что-то плохо управляется или планируется, а потому, что хорошо, идеально строится управление ради управления, его можно построить чисто логически, безотносительно ко всем внутренним и внешним параметрам и процессам и даже сущности составляющих элементов, т.е. “кадров”, “винтиков” и персоналии самого “вождя”.

Весь гигантский антураж условий, природных и исторических процессов определяет лишь частные особенности и пригоден исключительно для “промывки мозгов” и идеологических дымовых завес. Существо процессов, история возникновения, жизни и смерти пирамиды определяются исключительно законами структур.

Второе. На этапах распада тоталитарной пирамиды (“перестройки”) и посттоталитарного состояния динамика процессов такова, что какое-нибудь прогнозирование или анализ просто бессмысленны, поскольку сами эти процессы и процессы исследования – строго одного порядка. По этой же причине активное управление, скорее всего, просто принесет вред, любая акция, окажется неадекватной и запоздавшей, остальное определится масштабом этой акции.

Строить какие-либо прогнозы, теории и программы выхода из посттоталитарного состояния бесполезно, можно лишь обозначить крайние границы, крайние точки выхода.

Переход к открытому обществу может обеспечить система управления достаточно сильная и жесткая, чтобы обеспечить длительное выполнение следующих условий:

Не правда ли, что-то очень знакомое? То ли список с западной демократии, то ли “город солнца” на новый лад. Сколько же лет, поколений и сил надо положить, чтобы это хоть частично начало сбываться? А рядом, соседи, отставшие на неопределенное время… Чуть-чуть промахнись, попадись в своей демократии на пару “президентских процессов” и достаточно, возникнут условия для реконструкции пирамиды.

А если многолетней культуры демократии нет – все произойдет само собой из-за неизбежной в посттоталитарном состоянии просадки экономики. Достаточно просто придержать случайными не координированными действиями развитие самого нижнего слоя экономической структуры, производство хлеба (первичного продукта) и сами собой возникнут голодные толпы, готовые стать массой и в сытом состоянии, просто за обещание этой сытости.

Дальше все просто и необратимо – по уже тысячекратно проверенному рецепту. Отсюда еще один вывод: никакое общество не гарантировано от тоталитарной модели, нет в природе объективных причин, дающих эту гарантию, поскольку основа тоталитаризма, по сути, иррациональна.

Странам, которым “повезло”, которые по какой-либо причине вышли из-под давления пирамиды все равно приходится каждодневно следить за ситуацией многоликой и разнообразной, никогда не повторяющейся, но всегда могущей ввергнуть страну в тоталитарный хаос. Наоборот же – только тяжким, длительным повседневным трудом. Так какое состояние и в энергетическом и в информационном смысле является для общества, как системы, более естественным?

И еще. Сама материальная основа и экспериментальная модель диалектического и исторического материализма, тоталитарное общество основаны на сущности не материальной, не информационной, но вообще виртуальной – подсознательном ощущении (именно ощущении, а не мысли, на информационном артефакте) о существовании абсолютного и всеобщего равенства.

Но! Всеобщее экономическое равенство-то как раз и не главное, интернациональная идея всегда уступает национальной, всегда имеющей видимые пути реализации через идею избранности, мирового господства, владения рабами{281. Вспомните то, что называли утопиями, например: “…все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов…”.}, просто бытового благополучия.

Самое жуткое здесь – равенство религиозное и идеологическое, что по сути одно и то же. Дело в абсолюте, равенство (как мечта, не важно в чем именно) суть очень хороший усилитель, увеличивающий и сплачивающий массу. И в гипотетическом случае достижения этого идеала общество мгновенно меняет его критерий, начисто игнорируя даже память о былых критериях равенства.

Самоценен путь, управление, а не результат.

И больше в этом основании нет просто ничего…

16.3. Роль Веры

Credo ut intelligam. Credo ut itelligas.
{282. Верую, чтобы познать. Верую, чтобы понимать (лат.).}

А теперь о том, что предусмотрел Творец для профилактики тоталитаризма, что должны мы помнить, уподобляясь Творцу в сотворении чего-либо, действительно интеллектуального, т.е. имеющего свободу воли.

В начале главы мы упомянули о рассмотрении ситуации, в которой изначально отрицается или не предусматривается для “нечта”, сотворенного нами по своему образу и подобию, механизма восприятия той самой Веры, морали и всего прочего, виртуально существующего параллельно с нами.

Речь изначально идет о Вере, веровании в самом его иррациональном проявлении, даже без символа Веры, заповедей – т.е. аппарата, традиций и всего остального.

Но не об этом ли говорили с первых же дней возникновения советской системы? Ведь уже тогда, без всякой ТСС, в основном на основе интуиции и непредвзятой наблюдательности были сделаны приведенные выше выводы. “Мы несем новую Веру” – говорили первые поколения большевиков, это уже после фразеология поменялась, а старую, “ошибки начального этапа”, старательно уничтожили.

Все создатели всегда прекрасно понимали, что Вера, по сути, абсолютно не функциональна и требует постоянного возобновления, производства потока образов подсознания массы, т.е. фактически производства общественного сознания.

Более того, если для системы в целом критическим является ресурс человеческий, то для него самого критическим процессом является именно процесс производства общественного сознания и подсознания индивидуумов. Главная опасность, точка разрушения системы как раз в нарушении этого процесса.

Здесь один из самых главных моментов. Феномен общественного сознания есть совокупность эмоций, подсознательного, это коллективная бесструктурная вера, которую нельзя отобразить в виде какого-нибудь писания, информационного артефакта и, поэтому она не может существовать сама по себе как традиционные религии, но требует непрестанного организованного воспроизводства.

Это даже не суеверие, которое как-то может поддерживать само себя, а строгий эквивалент подсознания, уже не инстинкт, но еще не сознание, сущность даже не иррациональная, но виртуальная. Иначе, говоря языком философов, виртуальность, небытие как таковое, по бытовому – нежить.

Отсюда важный вывод, причина, по которой никакое общество от тоталитаризма автоматически не гарантировано: каждый акт возникновения пирамиды это не возврат к старому, не поворот времени – это акт творения.

Достаточно начальных условий и толчка, далее начинает работать алгоритм, абстрактный автомат, производящий виртуальную реальность за счет энергии уничтожения элементов той аппаратуры (населения) в которой он реализуется. Процесс идет до тех пор, пока не будет уничтожено достаточное количество элементов общества и среды обитания после чего происходит саморазрушение системы.

Но! После разрушения нигде не может остаться никаких условий, запрещающих возобновление этого процесса…

Единственной гарантией может быть только процесс личной, индивидуальной гигиены сознания, такой же процесс как всю жизнь ходить в баню, умываться и т.д. (в подробностях для своего времени описанный в Библии), а этому надо обучаться, должна быть система нравственного образования.

Не будем давать рецептов, просто напомним, что все цивилизации пока что имеют только одну такую систему – религиозное воспитание. Все, что предлагалось для замены Веры оборачивалось очередным суеверием, еще одним виртуальным извращением.

16.4. Ментагенез

Общество ведет себя подобно ящерице или крокодилу.
Карл Густав Юнг
Homo soveticus – вульгарный результат процесса принудительной ментагенезации
общества, был, есть и, по всему видно, будет существовать долго.

Заметим теперь, что производство виртуальной реальности, называемой “общественное сознание”, совсем не прерогатива пирамиды, это происходило и происходит во всех социальных системах, но по мере приближения к нашему времени скорость процесса увеличивается, а давление его на все остальные процессы и элементы социума возрастает.

Г.Маркузе в “Одномерном человеке” обстоятельно рассматривает эту технологию производства виртуальности, но основное внимание направляет на то, как этот процесс воздействует на личность, превращает ее в одномерную сущность, подобие линейки с неровно нанесенными делениями.

К.Поппер прямо указывает этот процесс в числе главных врагов открытого общества [32]. Если он что-то и не договорил, так это то, что процесс самовоспроизводства общественного сознания не инструмент каких-то “материальных врагов”, а непосредственно сам суть главный и единственный враг. Все остальное только помогает его раскрутке, повышает эффективность процесса.

Если уже говорить об истории, то вполне четкое понимание наличия такого процесса производства химер и действия этого процесса на общество мы встречаем уже в “Диалогах” Платона. Надо только сделать поправку на язык и объем накопленного к нашему времени исторического опыта.

А что такое холодная война? При всех чудовищных затратах и потерях и сомнительном выигрыше “победителей”, вести боевые действия никто не собирался (надеемся), понимая, что результаты делить будет просто некому. Это если и не доказательство, то намек на ее виртуальную сущность.

Ровно так же и все конфликты наших дней, затраты на которые уже многократно превосходят любой возможный выигрыш. То же и потоки международной гуманитарной помощи, ликвидация последствий которой обходится еще дороже{283. Мы не комментируем это утверждение, но разве это не очевидно? Не будем путать палатки и одеяла с настоящей целью гуманитарной помощи, заменяющей удочку рыбами и оставляющей население “в его собственном историческом времени”. А сколько платит только процентов по займам страна, в которой Вы проживаете?}.

Все без изъятия локальные и не очень конфликты имеют в основе одну причину и один и тот же механизм. Процессы естественного развития региона, социума или этноса были искалечены и заперты непроходимой стеной, где на десяток лет, где на всю сотню.

После того как загородка по той или иной причине рухнула, процессы стремятся вернуться к своему естественному течению, но возвращаться им некуда, весь окружающий мир изменился, все условия, то, что называется окружающим историческим временем. А чудом освободившиеся еще “там”, в своем историческом времени, они еще “дикари” для новых условий. Отсюда и бессмысленная жестокость происходящего{284. Кстати, насчет проблемы SETI. Не тот ли самый случай, пример для жаждущих инопланетных технологий?}. Таков неизбежный исход любого естественного процесса, не имеющего возможности и пространства для естественного завершения.

Наконец, запредельный идиотизм “президентских процессов”, “новых религий” и тому подобного… Надобно очень большое желание, чтобы не признать наличие в эволюции вида homo sapiens еще одного “обобщающего одномерные сущности” процесса, настолько мощного, что он уже буквально сминает все остальные. Мы не будем касаться здесь искусственных процессов такого рода, типа советизации стран и континентов, но рассмотрим процесс как таковой, в его естественном проявлении.

Осталось только придумать название – ментагенез{285. В 1998 г. термин заинтересовал только некоторых “ортодоксальных” ученых, “серьезные” же его просто не поняли. Или подождем пока американский философ Фукуяма придет к этому выводу? Сегодня он, похоже, ближе всех к пониманию сущности процесса, названного нами “ментагенезом”.}, попытка рождения общественного сознания как отдельной самостоятельной сущности{286. Т.е. его можно в любой момент где-то “взять и посмотреть”, оно существует как артефакт, а не свойство виртуальных потоков образов подсознания.}. И процесс этот сам по себе суть реальный феномен, не инспирированный, не придуманный, но происходящий из процесса развития человека.

Сравнительный анализ динамики эволюционных процессов лишний раз это подтверждает. В цепи эволюционных процессов каждый последующий должен иметь согласно ТСС период развития на порядок меньше, чем предыдущий, что мы и наблюдаем.

Процесс филогенеза, т.е. освоения сознанием телесной оболочки примата начался (по данным археогенетиков) 200-150 тыс. лет назад и перешел в завершающую фазу формирования современных рас около 16-10 тыс. лет назад.

Этногенез начался, по-видимому, около 16 тыс. лет назад, 8-4 тыс. лет назад перешел в фазу глобального процесса. Около 1-2 тыс. лет назад началось окончательное формирование современных этносов и суперэтносов.

Формирование прототипов социума начинается в античности за 4 тыс. лет до новой эры и к ее началу приобретает глобально-региональный характер в восточном средиземноморье. За последние 400-200 лет формируются основные типы социумов, которые мы и наблюдаем.

Соответственно, первые ростки ментагенеза мы должны искать около 400-200 лет назад, в самом начале первой научной и технической революции. Около 100 лет назад происходят мощные массированные вспышки ментагенеза – набирают силу мощные религиозные движения (в основном варианты протестантизма), социальные утопии реализуются в революциях. Наконец изобретен и логически обоснован алгоритм тоталитарной пирамиды и внедрен в эксплуатацию в России. Рубеж 50 лет отмечает гигантский всплеск – холодная война.

И, наконец, наступает последний этап – 25-20 лет тому назад. Образование, в том числе и высшее практически общедоступно, конвейерно, доступно даже в странах “второго и третьего” мира; СМИ глобальны и ежегодно количество каналов удваивается, интернету исполнилось уже тридцать лет. Потоки обмена людей возросли за 30 лет в 100 раз.

Процесс ментагенеза может просто ни на что не обращать внимания, он уже самодостаточен и имеет право на существование – поскольку он следствие развития, естественная ступень эволюции.

Но коли так, если происхождение ментагенеза законно с точки зрения эволюции, законов развития, то может и пусть? Тем более, что управлять им традиционными методами невозможно, поскольку он того же порядка, что и любая система действующих законов, любое учение. Примем его, обозначим как механизм возникновения всеобщего взаимопонимания и братства народов. Так может и повода для беспокойства нет? Конечно, если закрыть глаза на происходящее и ждать общечеловеческих неприятностей в их механистичеко-экологическом понимании…

Завершиться сам по себе этот этап не может, ему просто “некуда деваться” – любой социум суть информационная система, т.е. система класса И3, она просто не может быть классом выше. Сознание же требует для размещения среды класса И4, мозга, а будучи помещено в И3 превращается в виртуальную сущность, в химеру. Признаков появления языка для объединения мозгов, индивидуальных сознаний тоже пока не наблюдается.

Для ментагенеза не остается иного выхода, как уничтожать личность, размазывать ее в массы. Снова обратимся к истории цивилизации.

Все великие вероучения имели главной функцией, если не вообще первой, сохранение личности, спасение того, что выделяет человека из массы, стада и именуется душой. В частности:

- Моисей учил, как охранять ее в условиях формирования этноса. Это учение появилось именно тогда, когда сложились условия и необходимость возникновения моноэтнического общества как самостоятельной сущности. Напомним, что жители могущественных Египетских Царств не понимали и не воспринимали себя как этнос, этническое единство;

- Иисус учил поведению в полиэтническом и поликультурном социуме, как строить свое я и этот социум, чтобы одно строительство не мешало, а помогало другому;

- Магомет оставил инструкции, как сохранить себя, свою сущность в мешанине этносов, укладов быта, конфессий и технологий и не вредить при этом другим.

Другое дело как мы со всем этим наследием обошлись, какие горы словесного мусора, толкований и суеверий воздвигли, сколько фундаментализмов и извращений построено уже и еще будет…{287. Говоря о посланиях, т.е. говоря о глобальных механизмах организации и самоорганизации, нельзя не вспомнить о конфликте вокруг эволюционной теории. Сам этот конфликт – еще одна виртуальная реальность, плод сознания, пораженного вирусом фундаментализма. Эволюция – наиболее эффективный и экономичный способ конструирования открытых систем, с некоторого порога, а именно перехода от уровня животного к уровню человека – и вообще способ единственно возможный.

Странным выглядит положение, что Творец этого “не знал” и “не использовал”. Или просто не нашлось другого отличия постдекартовой Природы от Творца? Конечно, можно теоретически предположить, что возникновение генокода, т.е. механизма эволюции и возникновение феномена “новой коры” (механизма сознания, “интеллектуальной машины”) – суть акты чисто случайные.

Но тогда с позиции той же самой теории вероятность каждого из этих актов должна быть во много раз меньше вероятности самопроизвольного вскипания чайника поставленного на лед, и не просто “много меньше”, это “много” должно стремиться к счетной бесконечности. Тем же, кто скажет, что теоретически это все равно могло случиться, ответим так.

Мы исходим из той посылки, что Вселенная не игорный клуб и оценки по вероятности для подобных “сверхмаловероятных” событий, скорее всего, вообще не имеют смысла, вернее меняется сам смысл понятия вероятности. Здесь начинают работать утверждения, к которым в обычных исследованиях мы стараемся на присматриваться: “необходимость прокладывает дорогу среди случайного” и “случайность – непознанная закономерность”. Здесь просматривается, возможно, некоторая “аналогия” с понятием объема Вселенной в физике – объем Вселенной “в целом” понятие уже не геометрическое, а обозначающее “совокупность всего”.}

* * *

Коль скоро мы этот процесс ментагенеза обнаружили и идентифицировали, то обязаны сказать или хотя бы предложить чего с ним делать, например, исходя из нашей теории.

Исходя из ТСС – оберегать открытое общество (и в его чисто системном смысле, и в смысле терминологии К.Поппера) – лучшего в Природе не бывает, и соблюдать правила личной гигиены сознания. Других рекомендаций, более конкретных, в Природе нет…

Можно, конечно, подождать следующего пророка, но, похоже, нам Апокалипсис понятнее будет, тем более, что ждем мы не того, кто есмь первый и последний, но просто масштабной катастрофы, которую вполне можем устроить в информационно-энергетическом Мире сами и даже не очень понять, как это у нас между делом так получилось.

Поэтому напоследок можно довольно реалистически пофантазировать. “Этот свет”, совокупность сегодняшних взаимоотношений HS с Природой, с Планетой, скорее всего, не является окончательной данностью и в существующем виде не рассчитан на длительное (в исторических масштабах) существование. Некоторое преобразование необходимо (неизбежно) для того чтобы начался новый процесс, новый этап эволюции{288. Так как же правильно переводить известный текст о сотворении человека: “во грехе” или “с огрехом”? Вспомните, что в том, что считается первоисточником гласных не было.}.

На уходящем этапе человек осваивал свою телесную оболочку, приспосабливался к Миру, приспосабливая Мир к себе. На следующем этапе, возможно, мы будем наоборот приспосабливать свою оболочку к Разуму, а себя в целом к Планете, хорошо бы – к Природе, чтобы вести себя не как лиса в курятнике…

Интересно, какое и от кого послание для понимания этого потребуется?

16.5. Ответственность человека

Saeculorum novus nascitur ordo.
{289. Рождается новый ряд веков (лат.).}

А надо ли? Надо ли приспосабливать себя, когда мы уже об интеллектуальных построениях серьезно говорим и путь реализации их описан, а они, системы такие, тоже по пути развития пойдут, но в другом темпе и времени, и нас обгонят практически сразу.

И законы у них того же пирамидального порядка будут, и даже среда И4 для их совокупности уже сейчас просматривается – элементная база позволяет. Один этот факт чего стоит… А с личной гигиеной и Верой как будет? Или они (оно?!) без этого обойдутся? Подчинятся законам А.Азимова? А зачем им это? Чудище обло, озорно и лаяй…

Помните интервью:

Вопрос. Д-р Винер, существует ли опасность, что машины когда-нибудь возьмут верх над людьми?

Ответ. Такая опасность, несомненно существует, если не усвоим реалистического взгляда на вещи. Собственно говоря, это опасность умственной лени (выделено нами - авт.).

Вот мы “к Винеру” снова пришли. Только уже не бунт впереди…

* * *

Кто до этого места прочитал ВСЮ книгу и основы информодинамики воспринял – может дальше продолжить или исправить, если мы что-то пропустили или не так сказали.

А книга пусть остается Открытая, каковой только и может быть…

В конечном счете, эта книга для тех, кто не нуждается в глобальных пояснениях и заключениях, для движущихся и сотворенных из движения, для созидающих, а не для отрицающих все, кроме официально утвержденных догм предков. Ищите понимание Природы, которая выше любой аксиоматики. Помните знаменитое изречение: “Вы поймаете меня на противоречиях? Не стоит трудиться, когда Вы будете готовы, я сам укажу их”.

Но будем помнить: догматы и следование им – внутренний механизм поддержания стабильности Мира и человека, как информационной машины, как мы выяснили это, исходя прямо из ТСС. В этом смысле ТСС и информодинамика – механизм созидания, комплементарный отрицанию. Мы считаем, что это еще одно подтверждение Великой разумности сотворения Природы.

Поэтому здесь, в конце книги – только маленькое “совсем не общее” заключение. Так сказать “ответная скобка” к первому абзацу нашего авторского предисловия, напоминание инженерам и сотворителям дня завтрашнего из дня сегодняшнего:

Начало же Пути в Мир информационный было таким.

В области информационных архитектур человек возомнил себя настолько великим, что взялся за адресацию каждого отдельного бита информации. Этим он “превзошел” Творца, которого вполне удовлетворили безадресные архитектуры.

В области “информационной экологии” человек возомнил себя настолько экономным, что взялся за минимизацию аппаратных затрат на всех этапах работ с информацией. Этим он “превзошел” Творца, который вообще не ставил такую задачу.

В результате человек “обслужил” свое порождение – принцип чистой абстракции и модельного восприятия Мира, а Творец обеспечил существование самого Мира, в том числе и информационного, обойдясь в последнем “бесконечно большим” числом элементарных структурообразующих информационных частиц и никому не запретив следовать Его путем – Путем Мира открытых систем.

Далее была технология…

P. S. Впрочем, человек на этом пути будет “расщеплять” уже не атомы и гены{290. Как раз сегодня, 24.10.1999 нам попалось вполне серьезное сообщение: “Международная группа ученых заявила, что скоро произойдет выдающееся научное событие – будет расшифрован генетический код человека”. И тут же рядом: “Нейроны можно заставить расти – учёные из Йельского университета заявили, что им удалось найти способ стимулировать рост клеток мозга”. Ссылаться на источник бессмысленно – сообщения растиражированы в интернете. И мы не сомневаемся – ведь расшифруют и вырастят, просто следите за прессой и оценивайте вытекающие перспективы.

Кстати, позавчера ученые приступили к клонированию мамонта. В результате обещано получить нечто среднее между слоном и мамонтом – мамона или сломама, нам больше нравится мамон. Сотворить Мамона – это звучит ассоциативно!}, но инфокварки, реализует альтернативную самому себе “вертикальную машину”, устроит гонку за продольной волной и за другими интересными вещами, в этом издании книги не описанными (много чего еще можно натворить, вернее “следует из структурного взаимодействия”) – хорошо опережать свое время, зная, что дожидаться его придется в относительно спокойных условиях procul negotiis.

Кто имеет, тому дано будет и приумножится…

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.