Сайт Информационных Технологий

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ СТИЛЕЙ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО КОСТЮМА ХХ ВЕКА

Е.В. Ильичёва, Т.В. Козлова

МГТУ им. А.Н. Косыгина

Abstract – The article describes the methods or recognition of styles and fashions in XX century costume. It also describes the mild scales for the determination of style peculiarities. The scales are based on fuzzy multitudes. The usage of such methods, not only permits to describe and recognize such an occurrences in culture like fashion and style, but to predict the possible variants of their future development, using the existing tendencies and the influence of variable factors. With the use of such scales, the study of European costume was made. As a result, a multi-dimensional classification and numerical descriptions of styles in XX century costume was developed. Also, the influence of historical styles on the development of modern European fashion was determined.

Мода – точнейший и самый объективный прибор, показывающий, если уметь читать по нему, куда дует ветер истории.

Мари-Франс Покна

Для теории художественного проектирования костюма вопросы адекватности оценок современников всегда были очень сложной проблемой. Известно, что часто эксперты, ученые и даже профессиональные аналитики не замечают или не могут объективно оценить зарождения и формирования новых культурных течений в современных им событиях. Умение предугадать веяния моды и стилевых направлений означает для модного мира и соответствующей индустрии владение самой ценной коммерческой информацией и возможностью стать лидерами в своей области. Для исследователей подобные знания важны как почва для изучения и создания моделей развития культурного процесса и ретроспективного анализа истории костюма.

Известные на сегодняшний день методы решения данной проблемы не всегда дают необходимую достоверность данных и представляют разрозненную информацию по прогнозам развития стилевых направлений. Проблема, с которой сталкиваются исследователи чаще всего, заключается в дискретности оценок, получаемых при применении их методов, независимо от того, являются они количественными или качественными. Описание таких явлений как стиль и мода затруднено неопределенностью самих понятий и множественностью определяющих факторов. Для решения поставленной задачи была разработана методика распознавания стиля, основанная на использовании операций нечеткой логики и системного анализа. В частности, применении плавных шкал, позволяющих давать численные описания критериям, участвующим в формировании и распознавании стилей и мод в истории европейского костюма, а также применении к полученным множествам процедуры Уагера.

В теории художественного проектирования костюма определено 34 характеристики, которые в совокупности дают наиболее полную информацию об образе стиля.(см. рисунок “Дом Стиля” Каждый из рассматриваемых элементов вступает в некоторые отношения с другими элементами. Сила этих взаимоотношений определяется как “сильные”, “очень сильные” и “опосредованные”. Согласно подходу такого рода оценочные шкалы были созданы для тех элементов стилевой системы, которые имеют наиболее сильные взаимоотношения с другими элементами. Ими стали: фронтальный силуэт костюма, композиционные приемы, применявшиеся при создании формы костюма, симметричность и асимметричность расположения конструктивных членений костюма, способ расположения конструктивных линий и цветовая гамма, использованные для оцениваемого костюма.

Рис. 1 “Дом Стиля”.

Создание плавных шкал можно рассмотреть на примере оценки фронтального силуэта костюма. На основании анализа структуры формы были выведены базовые формы костюмов. Они представляют собой простейшую геометрическую фигуру, полученную в результате визуального сопоставления и аппроксимации структуры формы костюмов XIX –XX веков. Выявлено четыре базовых формы фронтального силуэта костюмов, которые легли в основание оценочной шкалы. Согласно предлагаемому методу для каждой формы фронтального силуэта костюма создана матрица, содержащая возможные варианты промежуточных силуэтов, образуемых при перетекании базовых форм, и таким образом в разной мере присутствующих в каждом промежуточном силуэте. При оценке конкретной модели костюма, его силуэт идентифицируют с одной из фигур метрического квадрата. Всего матрица содержит 25 неповторяющихся фигур. В том случае, если форма силуэта костюма “чистая”, то есть идентичная базовой – она соответствует угловым элементам матрицы.

Следовательно, все остальные фигуры, в соответствии нечетким оценкам должны в той или иной степени относить конкретный силуэт костюма одновременно к 4-м фронтальным базовым формам и характеризоваться 4-мя оценками. Они рассчитываются простым способом:

Множество значений aij принадлежит A: Р1234=1

Для вычисления вектора оценок (Р1234) каждого из элементов матрицы А любой размерности n на n целесообразно использовать равномерную шкалу, как по строкам, так и по столбцам. В зависимости от номера строки i используя переменные (G1 / G2 - горизонталь), (V1 / V2 - вертикаль) вычисляют значения, которые будут делить соответственно шкалу строк и столбцов, как:

G1i = 1 - ( i - 1 ) / ( n - 1 ) ;

V1j = 1 - ( j - 1 ) / ( n - 1 ) ;

G2i = ( i - 1 ) / ( n - 1 ) ;

V2j = ( j - 1 ) / ( n - 1 ).

При этом, для любого i принимающего значения от 1 до n , и для любого j от 1 до n, сохраняются равенства:


" i = 1, n : G1i + G2i = 1;


" j =1, n : V1j + V2j = 1.

Следовательно, для любого элемента а, матрицы, вектор оценок 1, Р2, Р3, Р4 )ij может быть вычислен, как:

P1 ij = G1i · V1j ;

P2 ij = G2i · V1j ;

P3 ij = G1i · V2j ;

P4 ij = G2i · V2j .

Подобным образом рассчитываются вектора оценок и других критериев. В опубликованных до настоящего момента исследованиях характеристиками рассматриваемых критериев были преимущественно дескриптивные оценки. Предлагаемый подход позволяет избежать индивидуального прочтения костюма экспертом и оценить каждый костюм одновременно по нескольким критериям, давая необходимую точность измерений. После получения необходимых оценок встает вопрос распознавания по ним образов стилей. Для определения наличия стиля предлагается применить процедуру выбора при нечетком представлении оценок, предложенную Уагером.

Процедура Уагера опубликована в 1981 году, в настоящий момент она используется в Соединенных Штатах и Японии для распознавания образов, в ситуациях, когда встречается более одного критерия.

Для распознавания стилей ХХ века в устойчивых совокупностях стилевых черт, предлагается создать множество А, в котором определены условия необходимые для формирования стиля. Эти условия описаны и обоснованы в различных областях стилистики как входные параметры и обычно являются описательными (качественными). То есть, оценка их производится исключительно эмпирическим путем.

Пусть множеством В будут являться устойчивые комбинации стилевых признаков, выявленные в результате вышеописанной методики.

Одним из обязательных шагов процедуры Уагера является импликация между значениями оценок множеств: А® B. Эта операция представляет вычисление следующего логического выражения: “(не А) или В."

Правила, которыми задается импликация, всем известны. Оценка вербальных характеристик, представленных во множестве А берется в зависимости от своей значимости для формирования стиля ХХ века, то есть каждый параметр получает оценку от 0 до 1. Точность такой оценки не важна, главным условием в данном случае является распределение компонентов в иерархическом порядке, что позволяет привлекать минимальное количество экспертов. Если важность каких-то критериев одинакова, то они вполне могут находиться на одном и том же уровне.

В качестве элементов множества А в данной работе предлагаются следующие критерии:

1. возможность вариативности среди комбинаций стилевых признаков;

2. использование системы для рассматриваемой комбинации;

3. рациональность комбинации, в контексте теории проектирования костюма;

4. функциональная эффективность;

5. уровень контраста, отличия от “нормированных” стилей;

6. статистическая норма.

Допустим, во множестве В в стиль попадает каждый исследуемый элемент, тогда он должен максимально удовлетворять вышеописанным требованиям. Но так как это утверждение невозможно, то стилем может считаться та комбинация стилевых черт, которая оценивается максимально по критерию, имеющему наибольшее значение.

После нахождения подобных комбинаций стилевых черт производится импликация А® B.

Последним шагом представленной процедуры является пересечение всех импликаций для каждой комбинации векторов оценок. Это достигается функцией минимума.

Попавшей в стиль будет считаться комбинация (комбинации) оценок стилевых черт костюма, получившая при пересечении показатель, больший заданного.

Вышеописанная методика была использована для анализа европейского костюма ХХ века, созданного известными домами моды на территории Франции, Италии и Японии. Материал отбирался из представительных журналов, каталогов выставок и специальных изданий, с целью обеспечения достоверности датирования и авторства иллюстраций. Проведенный эксперимент позволил определить влияние оценок костюмов исторических стилей на современное формирование европейского костюма, выявить стилевые направления, новые для ХХ столетия и определить наиболее вероятные модные и стилевые тенденции XXI века. Согласно принятым условиям, по которым мы определяем стиль, можно назвать всего два стилевых направления, имеющих оценки всей совокупности критериев, не совпадающие с оценками костюмов исторических стилей и удовлетворяющие признакам существования стиля.

Их оценки характеризуют внутреннюю стилевую структуру. Если же прибегнув к методам нечеткой логики оценить влияние социальных условий на закономерные изменения, происходящие в европейском костюме XIX – XX веков, то можно рассчитать наиболее вероятные пути, по которым пойдут изменения в европейской моде. Преимущества данного метода заключаются в получении сразу нескольких вариантов решения, что позволяет адекватно отобразить ход реальных событий в культурном процессе. Одновременно общество ХХ века могло воспринимать от 4 до 15 различных модных течений в год. Наиболее частая смена эстетических предпочтений происходила в период с 1952 по 1971 гг., что совпадает с мнением экспертов.

Таким образом, создание прогнозов дающих варианты выбора при различном влиянии социальной среды на культурный процесс, не отрицает возможности развития всех найденных стилевых направлений одновременно. Предлагаемая методика может применяться для распознавания и прогнозирования стилей не только в проектировании костюма, но и в смежных областях: дизайне, рекламе и т.п.

Литература

  1. Аверкин А. Н. и др. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. М., 1986
  2. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994
  3. Иконников А. Динамика культурных ценностей и архитектура рационализма от аббата Ложье до Альдо Росси. // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М., 1998 С. 23-42.
  4. Ильичёва Е. В. Использование шкалы нечетких множеств для оценки стилеобразующих признаков костюма. // Тез. док. конф. МГТА им. А. Н. Косыгина. М., 1998 С. 357-358
  5. Ильичёва Е. В., Козлова Т. В. К вопросу о формировании стиля в истории костюма. // Сборник научных трудов аспирантов МГТА им. А. Н. Косыгина. Вып. 1, М., 1998 С.134-137
  6. Информатика за рубежом. № 6, М., 1991
  7. Карнейро Р. Л. Культурный процесс. // Антология исследований культуры. Т. 1, СПб., 1997 С. 421-439
  8. Козлова Т. В. Принципы художественного проектирования костюма в условиях промышленного производства. М., 1983
  9. Кэррол Д. Факторный анализ стилевых характеристик прозы. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С. 183-198
  10. Осгуд Ч., Суси Д., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972 С. 278-298

Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.