Сайт Информационных Технологий

Платформа для построения экспертных систем на базе сети Интернет

А.В. Пятлин

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И.Ульянова (Ленина)

Abstract – The platform is essentially a distributed 3D based operating system (OS). Like any other operating system (like Windows, MacOS or Unix), by itself it does nothing, but provides a basis on which applications may run. These applications are written in the language Tcl (Tool Command Language) which will be extended and modified to suit the purposes of the platform. All programs within the system are multi-user, distributed, persistent and 3D. The underlying OS provides the essential features of security, accounting and other administration functions. In short it is a complete system in which a variety of applications can be written to perform similar depth of functions as is performed by traditional operating systems. However, it’s great strength comes from the use of features which are way beyond the capabilities of tradition OSes.

В современных условиях, когда проникновение сети Интернет во все прикладные области уже остановить невозможно, естественным образом появляется спрос на экспертные системы базирующиеся на этой удобной среде обмена информацией.

Описываемая ниже платформа или своего рода операционная система (ОС) высокого уровня служит тем основанием, на котором в дальнейшем можно разрабатывать различного рода приложения, в том числе и приложения реализующие экспертные системы.

Кратко данную платформу можно охарактеризовать следующим образом: распределенная, 3-х мерная операционная система.

В основе платформы лежит несколько серверов, выполняющих различные функции.

В первую очередь, это сервер, распространяющий клиентское программное обеспечение. Данный сервер реализуется на базе стандартного Интернет-сервера. Кроме своей основной функции он также будет осуществлять поддержку пользователей, а именно содержать справочную информацию о системе, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п. Серверов такого типа может быть неограниченное количество и чем ближе они расположены к пользователю тем лучше, потому что это позволит существенно сэкономить на времени первоначальной закачки программного обеспечения.

Другая часть системы – сервер приема запросов на вход. Таких серверов должно быть как можно больше, с целью ускорить процесс авторизации пользователей.

Сервер авторизации в системе используется только один и адрес его известен лишь серверам приема запросов. Это сделано с целью безопасности. Задача сервера – проверка прав пользователей.

Стандартный сценарий работы с системой для пользователя выглядит следующим образом: пользователь запускает программное обеспечение, полученное с сервера распространения ПО, и выбирает сервер приема запросов на вход, с которым у него наиболее быстрая связь [1]. В большинстве случаев, это сервер территориально расположенный ближе.

Клиентское ПО устанавливает соединение в выбранным сервером и после ввода пользователем имени и пароля, сервер приеме запросов на вход осуществляет проверку прав пользователя на сервере авторизации. Если доступ разрешен, то клиентское ПО получает доступ к наиболее важной компоненте системы – серверу приложений.

Сервер приложений – это хранилище всей информации. В информацию, хранимую на сервере, входит: геометрия 3-х мерных объектов, программы (скрипты), задающие поведение объектов в системе и пр.

Серверов приложений необходимо использовать столько, чтобы они успевали обслуживать клиентов.

Предполагаемое максимально возможное количество одновременно обслуживаемых клиентов – 100’000. Однако это не означает, что все клиенты будут работать в рамках одного приложения. В случае, если какое-либо из приложений начинает очень интенсивно использоваться клиентами, будет выделяться набор серверов, чья задача будет обслуживание исключительно одного приложения. Именно поэтому в самом начале платформа была названа распределенной. Иными словами имеет место распределение нагрузки.

Что же будет видеть пользователь при работе с каким-либо приложением?

Клиентское программное обеспечение построено таким образом, чтобы полностью погрузить пользователя в процесс работы, в тоже время оставляя его в привычной для него обстановке.

С целью минимизации воздействия другого программного обеспечения в процессе работы, выбран полноэкранный режим работы приложений, иными словами ничего другого, кроме текущего приложения на экране нет. В том числе и по этой причине, платформа была названа операционной системой.

После загрузки приложения пользователь попадает в мир, который может быть имитацией реального мира, а может также быть совершенно абстрактным. Пользователи видят друг друга в виде т.н. аватаров. Аватар – это 3-х мерный объект, представляющий человека в виртуальном мире.

Система позволяет людям перемещаться по виртуальному миру, обмениваться текстовыми и речевыми сообщениями, но что самое важное, это то, что пользователи имеют возможность создавать и загружать в систему различные объекты и манипулировать с ними в дальнейшем. Также имеется возможность описать на специальном языке поведение объекта по времени и пространстве.

Используя эти возможности можно создавать сложные совокупности объектов и, описывая их поведение, моделировать интересующие процессы.

В силу того, что система является многопользовательской, все пользователи становятся участниками экспериментов, вне зависимости от того, где пользователи находятся физически.

В процессе работы, участники обмениваются знаниями и в итоге принимают решения. Эти решения и знания накапливаются на сервере приложений, и с течением времени приложение развивается.

Описанная платформа является универсальным базисом для широкого круга приложений и кроме экспертных систем позволяет строить на своей основе также приложения моделирующие работу предприятий, мониторинга работы различных устройств, симуляции катастроф, движения транспортных средств и т.п.

Литература

  1. V. Jacobson, R. Braden, D. Borman. TCP Extensions for High Performance. May 1992.

Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.